Ежегодно 24 сентября отмечается необычный профессиональный праздник — Международный день караванщика.
Этот профессиональный праздник учредила в 1995 году Международная ассоциация по рационализации транспортно-грузовых операций.
В качестве даты праздника выбрали 24 сентября — день рождения известного британского мореплавателя и навигатора 16–17 веков Уильяма Адамса.
Само слово «караван» изначально обозначало группу людей, путешествующих вместе. Торговцы объединялись таким образом для взаимной помощи в опасной местности. Впоследствии название «караван» распространилось на колонну транспортных судов, перевозящих грузы на дальние расстояния.
Наверняка все наслышаны о легендарных «Железных караванах» некогда бороздивших извилистое русло горной реки Чусовая.
«Железными караванами» назывались флотилии барок, на которых с уральских — частных и казенных заводов поставлялась продукция в центральную Россию. Тогда перед Демидовыми встал вопрос о транспортировке железа, меди, оружия в Москву и Петербург. Путь по руслу реки в те времена был наиболее быстрым, экономичным, но в то же время и крайне опасным.
Тагильские заводы отправляли, в среднем, по 50-60 барок в одну навигацию, перевозя с Урала до миллиона пудов груза (в одном пуде – 16 килограммов).
В деревне Усть-Утка находилась главная пристань Демидовских заводов. На той пристани, к которой подходил караван, барки уже были «гружены и выстроены». Как только караван проходил мимо, барки начинали пристраиваться ему в хвост. Общее количество барок доходило до сотни. Но бывали случаи и более масштабных перевозок. Например, в 1860 году только на Усть-Уткинской пристани загрузили и отправили 90 барок! Именно сюда свозилась продукция заводов: Выйского медного, Нижнетагильского железоделательного, Черноисточинского и Висимо-Уткинского передельных.
Путь караванов начинался в верховьях Чусовой, затем шел по Каме и Волге до Нижнего Новгорода, а затем часть судов отправлялась по маршруту Муром – Рязань – Коломна — до Москвы, а другая группа двигалась в сторону Петербурга. В Петербурге металлы (медь и железо) продавались через биржи в Европу и Англию.
К началу весенней навигации в Усть-Утку стекались огромные толпы людей. Крестьяне из соседних деревень — чтобы наняться; купцы — чтобы продать больше товаров отъезжающим; провожающие — родные караванщиков, а также представители заводской администрации и священнослужители.
Когда барка-«казёнка» «пробегала» (так говорили на Чусовой) мимо пристани, с неё стреляла маленькая сигнальная пушечка. Это означало: всё нормально. «Караванный» плыл на последней барке, которая называлась «казёнкой».
«Казённая» барка всегда несла на себе «косную» лодку, узкую и длинную, длиной метров шестнадцать. При необходимости «косные» спускали свою лодку на воду и садились в неё гребцами. А необходимости бывали разные: нагнать «убежавшую» вперёд барку, подняться против течения к отставшей барке, выловить из реки утопающих, помочь стащить с мели засевшее судно, свозить «караванного» на какую-либо пристань или другую барку без остановки всего каравана и тому подобное. Но неизменной ненавистью пользовалась подлая привычка «караванного» на «косной» лодке в безопасности обходить самые страшные бойцы.
Давно сменился уклад жизни на берегах нашей великой реки, но кое-какие термины и слова из прошлого остались в нашем языке, как напоминание современникам на какой прекрасной земле мы живем, потомками каких великих людей являемся и какая у нас интересная история.
Использованы материалы с интернет-ресурсов.